vulkanicheskie-ozera


В малокомплектной школе работать довелось впервые. Наверное, сложно представить, что количество учащихся всей школы - тридцать пять человек, каждого из которых, независимо от возрастной группы, можно было смело называть яркой личностью. Дети не стеснялись задавать вопросов, отвечали, как правило, с места, и любой урок больше становился похож на беседу добрых знакомых.


Директор школы с супругой прибыли из России с назначением на должности директора и учителя, а остальные педагоги подбирались из коллектива жён сотрудников посольства. В связи с отсутствием специалистов, мне, не сразу, конечно, а с освобождением вакансий, доверили вести пять предметов. Рисование – естественно. Пение – нормально. В то время, благодаря навыкам детства, могла аккомпанировать на фортепиано, работая с хором. Математикой была сама, начиная со средних классов, увлечена, взялась за работу с удовольствием, а вот география… Даже преподавание не позволило этому предмету задержаться в моём художественном разуме. Особенно неуютно ощущала себя в роли учителя физкультуры. Коллеги стеснялись массы тела, а меня напрягало полное отсутствие спортивного азарта в силу врождённой лиричности. Как это обычно бывает, поставлена задача – надо исполнять! Справлялась.


Детей - по три-пять человек в классе, поэтому за урок успевали освоить значительно больше, чем в школе привычного образца. Дабы не попасть впросак, готовиться к занятиям приходилось тщательно. Помимо учебной программы, школьные будни насыщались дополнительными занятиями, чтобы сделать само пребывание в школе субтропической полосы для учеников – ярким, запоминающимся на всю жизнь, праздником.
Помимо педагогической деятельности, мне было доверено придумывание и постановка развлекательных мероприятий и их оформление. Песни праздничной тематики в хоровом исполнении, танцы, газеты, плакаты... Моё детское и юношеское увлечение танцами позволяло ставить танцевальные мини-спектакли с привлечением заинтересованных родителей. Так родилась сложная коллективная композиция, исполненная девочками разных возрастов на тему лилипутов и Гуливера, в которого пожелал перевоплотиться, и вполне достойно исполнил доверенную роль, папа одного из учеников. Придумывались и короткие весёлые танцы и для девочек, и для мальчиков. Танец маленьких лебедей и цыганский табор, в соответствующих костюмах, с серьёзными выражениями лиц, но горящими от гордости и энтузиазма глазами, стараясь попадать в такт и вживаясь в роль, исполняли, естественно, мальчики.


На уроках пения с каждым классом мы разучивали тематические песни, готовясь к выступлениям на праздниках, а после уроков, на открытой веранде, проводили репетиции сводного школьного хора. Забавно, что на праздничных концертах, в присутствии родителей и руководителей коллектива, меня от моего хорового коллектива оттесняла объёмная дама, которая даже и на репетициях ни разу не присутствовала, но глядя на кубатуру её тела я всякий раз осознавала, что мне лучше постоять в сторонке. Уж очень она желала, чтобы заметили её! Всплывая между мною и моими воспитанниками, дама, над объёмной грудью и животом поднимала руки, и сразу, с первыми же музыкальными аккордами, начинала активно, но беспорядочно ими махать, невзирая на то, что песню предваряет музыкальный проигрыш. Представляете, дирижёрша, больше похожая на домработницу Свантесонов, Фрекен Бок, с абсолютно точным соответствием описания Астрида Линдгрена: «суровая ... дама высокого роста, грузная, да к тому же весьма решительная и в мнениях и в действиях.» («Малыш и карлсон»). Стоит такая вот громада, перед хором, руками машет, а дети молчат! Машет активнее, а проигрыш длинный... Я не обижалась. Отходила в сторонку и давилась от смеха, пытаясь визуально, рвущегося наружу букета чувств, не демонстрировать. С детьми у меня и на расстоянии был замечательный контакт. Я-то знала, на кого они смотрели, ища поддержки во время выступления.

Все праздники и многие подготовительные мероприятия желающие снимали на видео. Есть и у меня, но только на кассетах, интересные видеозаписи, которые без смеха смотреть невозможно. Одну из них снимал мой, тогда ещё, муж. Зайдя в школу с включенной общественной видеокамерой, сумел увековечит много интересного. Приведу, к примеру, самый яркий эпизод. На пыльной веранде стояла приготовленная для уборки швабра. Чтобы остаться запечатлённым на видео, один из нормальных, хулиганистых мальчишек, Антон, решил со шваброй пошалить, а муж показывал, в какое место ещё, для, якобы, лучшей съёмки, надо переместиться. Не забывая напоминать пацану, что мохнатую тряпку, надетую на швабру, надо периодически ополаскивать, чтобы добиться сочного следа для кинокамеры, вёл съёмку с весёлыми комментариями. Латиноамериканские ритмы звучали фоном во внеурочное время постоянно, а под них Антошка такие фигуры выделывал... Так, под хохот наблюдающих, танец со шваброй, принося блестящие плоды чистоте помещения, остался в видео истории нашего коллектива.

***

В Никарагуа всё было совершенно иначе, чем то, к чему привыкаешь в России. Организованные экскурсии подарили памяти сочность и необычность природы, особенности страны.

Вулкан из окружающих цепью сорока шести под названием Сантьяго. Общался со всеми, кто кричал его имя. Санть-я-го-о-о… и из кратера поднимается тонкая, длинная струйка пара.
Если Вам когда-либо говорили, что самый непослушный народ – дети, не верьте! Это туристы. Они едут на развлечения с полной уверенностью, что с ними никогда ничего не случится. С детства помню маленькую смешную картинку, где два таких вот, отважных, привязаны к столбам для сожжения. К ним подносят факел, вокруг пляшет дикое племя, а один,с вдохновенным выражением лица и восхищённой улыбкой, спрашивает другого:

– Как думаешь, это не страшно?
– Да нет, конечно, хоть будет что вспомнить!

Иногда взрослые ведут себя странно. Ужас, как опасно, но каждый хочет сфотографироваться в самых близких к краю местах, а края вулкана иногда обваливаются. По рассказам гида, однажды целая делегация из Англии канула в жерло безвозвратно.
В расщелинах играли зелёные попугаи, вылетая из гнёзд осыпающихся склонов, а мои соплеменники, показывая бесстрашие, фотографировались на их фоне.

Озеро Манагуа поразило близостью жизни и смерти. Сплошь состоящее из мелких обитаемых островков, размером иногда с небольшую площадку, удивляло гостеприимством. Даже на самых махоньких островках был и домик и бассейн. На островке, куда нас завезли пообедать, помещалась ещё и пара беседок. Озеро насыщено крокодилами, которых мы видели, проплывая, поэтому берега жители делают отвесными, приподнимая до единого уровня, укрепляя по периметру. А передвигаются к островкам на лодках с навесами от палящего солнца.

На одной из экскурсий по городу, услышав русскую речь, нас окликнула девушка. Недолгого общения было достаточно, чтобы понять, как, в поисках счастья, выйдя замуж за миллионера, она оказалась нищей. Девушку никто не обманывал, потому как миллионерами в тот период времени были в Никарагуа все, в том числе и мы. Доллар именно так, в переводе на местную валюту, и стоил. К примеру, для покупки одной морковки надо было отсчитать миллион кардобо, что было равно доллару. К слову, доллары торговцы к расчёту от покупателей не принимали, возможно, опасаясь подделки. Путёвка к богатству для девушек, оказавшихся, замужними, в Никарагуа, была в один конец. К стране привыкнуть не могли, а нищета не позволяла вернуться обратно. Но многие, оставаясь гражданами нашей страны, приходили во время выборов оставить свой голос и хоть раз в году пообщаться на родном языке в посольство.

Продолжая рассказ о развлекательной программе, расскажу о праздниках. Не только для детей, в школе, но и на территории посольства, для взрослых, готовились изумительно интересные программы. Только однажды за период нашего пребывания в посольство с приезжали артисты. Это была группа одарённых молодых людей, в которой самой известной звёздочкой была дочь Маргариты Тереховой, Маша.

Развлечения мы придумывали и готовили поздравительную часть самостоятельно, с максимальным соблюдением тайны. На мероприятия собирались не только сотрудники посольства, но и российские медики, и сотрудники торгового представительства в Республике Никарагуа.

Отступив от темы, замечу, что новых российских машин, которыми наполнялись дороги Никарагуа, благодаря успехам торгового представительства российского автопрома, мы видели в Манагуа значительно больше, чем довелось рассмотреть на автострадах Москвы в ожидании переброски в субтропики. Народ Никарагуа произвёл впечатление невероятно бесшабашного. Им, как казалось, всё равно, на чём ездить. Были бы колёса, а отсутствие кузова, дверей... По дорогам ехало всё, было способно передвигаться.
Праздничные мероприятия сводного российского коллектива, вплоть до начала обвального сокращения, о чём я поведаю позже, проводились регулярно, и были предметом нашей гордости. Как исторический факт присутствия, сохранились в записях на кассетах. В наших импровизированных, самодеятельных концертах были очень достойные выступления, соединяющие и лирические, и весёлые номера. И чем больше лет проходит, тем больше осознаю, на сколько это театрально-развлекательное братство было для коллектива дорого.

Танцы, частушки, песни... Маринку, уж совсем я не помню, чьей именно она была женой, в русском народном костюме, рубахе, расшитой крестиком и алом сарафане в пол, в высоченном, украшенном бисером и камнями, кокошнике, словно сейчас слышу! Голос не забываемый, грудной и тёплый, наш, народный. Только оказавшись далеко можно осознать, как дорого слышать истинно русские песни на фоне покачивающих огромными головами кокосовых пальм. Многим современным артистам сотрудники нашего посольства нос бы в два счёта утёрли!

А сколько было юмора в праздничных постановках! Двое мужчин, под активное ликование публики, прыжками появляются на сцене, радуя народ синхронным танцем в ластах и масках. Если считаете, что это легко, попробуйте в ластах хотя бы пройтись. Подготовленную музыкой и закуской, публику, удивляли многократно. Расскажу о, дух захватывающем, стриптизе. Достаточно долго помурыжив сексуальными томными движениями готовую уже ко всему толпу, и, никуда не торопясь, сняв-таки с себя, шубу под песню Мадонны, роскошная женщина с обворожительной внешностью по имени Оксана зашла за ширму. На перекладину, подхлёстывая восторг, полетели предметы женского гардероба. Платье, чулок, ещё один чулок, бюстгальтер, ещё один бюстгальтер... А когда ширма отъехала, на радость публике открылся испуганный мужик, сидящий, прикрываясь веником, в банном тазу.

Мне тоже удалось блеснуть своим, с самого детства любимым танцем, «цыганочкой», в окружении целого табора, ворвавшегося на сцену. Правда, лидерство сначала пришлось уступить чуть поддавшей барышне с явно русской внешностью и соответствующими движениями, но для разогрева публики и привлечения внимания сработало как надо! Народ ликовал! Жаль, что я не взяла с собой в командировку свой любимый цыганский наряд. Мне его когда-то подарила мамина знакомая. Она пониже меня ростом, и я пришила огромную алую оборку, которая всегда помогала выразить всё буйство эмоций этого спокойно начинающегося, но супер зажигательного, к кульминации, танца. Сшитая накануне праздника, новая юбка была значительно уже со мной сроднившейся, но горячий цыганский танец в тот вечер ещё как удался! Муж, правда, как это обычно бывало, тосковал на службе, но восхищённых мужчин на празднике присутствовало сверх достаточно. Восторг публики был столь активным, что муж понял, что это танцую я, услышав овации сквозь толстенные стены бункера. Но овации внезапно перешли в хохот, так как во время танца произошёл невероятный, совершенно незапланированный, незабываемый случай. Уж не знаю я, почему людям всегда становится смешно, если кому-то очень даже, именно в этот момент, не до смеха.

Один наш, таборский, артист, уважаемый дипломат, так увлёкся выступлением, что начал отходить назад, вероятно, уступая место моим уверенным, размашистым движениям, и... прямо как шёл, спиной, так и улетел в темноту с незакрытого борта сцены. Обошлось без жертв. Только вешалка, импровизированная серьга, далеко отлетела. Факт запечатлён на плёнке: Есть мужик, идёт, пляшет, серьга качается, я зажигаю, и... Оба! Нету мужика, и истерический гогот публики…

Кроме общих праздников были чаепития для женщин в резиденции посла, проводимые его очаровательной, гостеприимной супругой. На таких мероприятиях женщины читали стихи, пели романсы, рассказывали истории из жизни и демонстрировали друг другу новые наряды. В основном для этого как раз и собирались. Мастером романса была секретарь, молодая талантливая девушка по имени Танечка, аккомпанирующая себе на гитаре.
Мне поручали оформлять стенды-приглашения. Однажды, торопясь, к чаепитию нарисовала... Чайник, яства, написала текст, но, видно, от особого старания, чайник оказался – с двумя ручками. И сбоку ручка, и сверху. Бывает же! Я и в праздники-то много не пью, а тут выдала шедевр, совершенно трезвая… И только одна зрительница на это внимание обратила. Меня сначала серьёзно так, спрашивает, что за модель, а я, мол, чего?.. В упор не вижу ошибки, не сразу и дошло до меня, чего она от меня хочет, и почему, глядя то на газету, то на меня, от хохота вдвое сгибается.

Развлекались мы, естественно, не только по праздникам. В обеденное время можно было купаться в бассейне на территории посольства, но в это время в Манагуа самое пекло, и все старались находиться в помещениях с кондиционерами. Плескаться в хлорированной, хоть и прозрачной, тщательно очищенной от листвы воде, в пекло не очень хотелось, и мы, дождавшись выходных, ехали на природу, чаще всего на Тихий океан, отдыхать по-настоящему, любуясь диковинной природой.

Маленькие рестораны на побережье, в которых на выбор предлагали свежую рыбу разных сортов, либо омаров, для последующей жарки. Как приятно вспоминать эти счастливые дни, кучу яств после купания в морской пене и прыжков в волнах! Иногда, набегающая, кубарем переворачивала. Вставая и откашливаясь, придя в себя, не все находили в комплекте детали, закрывающие части тела, что добавляло восторга наблюдающим.

Пена... когда в неё кладёшь руки, и в огромной белой массе лопаются, с активным шипением, под раскрытыми ладонями мелкие пузырьки, как будто на всю жизнь насыщаешься энергией океана.

АМ. 05.03.11

; 18.02.14

Акварель моя. Озёра вулканического происхождения. 1992 год.